vas_pop: (Default)
vas_pop ([personal profile] vas_pop) wrote2011-11-20 03:22 pm

200 лет Виссариону Белинскому.

В детстве в братовой библиотеке самое большое почтение мне внушал том Белинского. Послевоенное издание энциклопедического формата толщиной в тысячу страниц и весом, ну, не менее трёх кило.
А со временем я его освоил не только выжиманием вместо гири, но и чтением. Незабываемо



Оригинал взят у [livejournal.com profile] blanqi в 200 лет Виссариону Белинскому.
Юбилей Ломоносова шумно отмечается властями, Ломоносов почти мифологический персонаж, вроде Ильи Муромца,  можно повернуть куда угодно официальному патриотизму. С Белинским труднее, опаснее, тут лучше промолчать.

Открытый и отзывчивый всему миру русский всечеловек - достоевская выдумка. Такие люди в России, как и везде, рождаются редко. Достоевский мог бы привести в подтверждение своей идеи Белинского, если бы "образумившийся богоносный" писатель не ненавидел покойного критика, первым оценившего способности Достоевского.

Среди мрачнейшей николаевской России, в трудных обстоятельствах бедности и нищеты, слабого здоровья и личной практической беспомощности, с неудачными влюблённостями и ужасным браком, Белинский сияет как первый  русский маяк - правды и свободы. В начале Руси было слово, и его произнёс Белинский.

В Белинском замечательно сочетались любовь к непарадной России - и лучшая западная мысль. Белинский изучил Шелинга и Фихте, Гегеля и Фейербаха, читал Прудона, Гёте, Шиллера и Байрона. Редкая отзывчивость и преданность "идеям" - и безошибочное чутьё на правду. Физически слабый, робкий, закомплексованный человек стал титаном русской истории, научил Россию читать и понимать прочитанное, мыслить и осмысленно говорить, открыл нам Пушкина, Лермонтова и Гоголя, деспотически навязал идеалы, которыми Россия жила следующие 100 лет.

Чутьё на свободу и благородство - и чутьё на рабство. Пушкинская Татьяна, превратившаяся из светлой девушки в "типичную русскую женщину" в худшем смысле слова - и Гоголь, превратившийся из оригинального художника в проповедника кнута, холопства и невежества. Письмо Гоголю, "благородный документ" (словами Набокова), стал завещанием Белинского. Имя умершего критика запретили даже упоминать, к каковому запрету сегодняшняя российская хунта, с поповщиной и швыдкими - радостно присоединяется.


Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting