vas_pop: (Default)
[personal profile] vas_pop
 

Михаил Михайлович Зощенко.
Скоро у него день рождения.
Люблю Зощенко за изящную натуральность. Его персонажи живые и говорят великолепным изустным языком.
«Баню» помните? А вот: 

Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.
— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.
 

Разумеется, это и этому подобное не совсем язык улицы. И даже вовсе не язык улицы. Это писательским талантом организованный язык, по которому узнаёшь и улицу, и коммунальную квартиру, и разные советские заведения – основное месторасположение зощенковских сцен жизни. Ну, само собой, и тех, кто говорит этим языком.
В русской литературе не так уж много авторов, умевших заставить изъясняться своих героев так, что нечего более добавить к такой самохарактристике – ясен товарищ до донышка, только рот раскрыть.
Из старой классики эдак умел разве что Николай Успенский.
За Зощенко традиция возрождается где-то в районе Василия Аксёнова. Иной раз просто буквально. Вот Зощенко, та же «Баня»:

Говорят, граждане, в Америке бани отличные.
Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет — мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт.

Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:

— Гуд бай,— дескать,— присмотри.

Только и всего.
 

А вот вам – Аксёнов, «На полпути к Луне»: 

Кирпиченко подошел и оттер капиталиста плечом. Тот удивился и сказал:   "Ай  эм  сори",  что,  конечно  означало:  "Смотри, нарвешься, паренек".  
- Спокойно, - сказал Кирпиченко. - Мир-дружба.
   
Он знал политику
. 

Зощенко прожил потрясающую жизнь. Офицер Первой мировой, награждённый несколькими боевыми орденами, а после Гражданской войны начинающий писатель, мгновенно приобретающий всероссийскую известность.
Люди с удовольствием узнавали себя в зощенковских карикатурах. Не обижались – советский строй был молод и силён и не боялся иронии. Скоро было издано собрание сочинений Зощенко, а в 1939 году его наградили орденом Трудового Красного знамени.

В войну и сразу после неё идеологическую власть захватили монахи и ригористы, точно знавшие, что и как. С одной стороны номинально правильный Сталин и его знаменитая фраза о необходимости советских Гоголей и Щедриных. А с другой выслуживающаяся бюрократия, про которую эпиграмма: «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».
Короче говоря, проехались катком по Зощенко и не вписавшейся в эту схему Анне Ахматовой, а заодно по редакциям журналов «Звезда» и «Ленинград», которые их печатали.

Опала Зощенко продолжалась до послесталинского переворота в советском руководстве. Летом 1953 года его восстановили в СП. Вскоре в печати вновь появились его старые популярные рассказы - у меня где-то затерялся на полках сборник советского юмора за 1956 год, там и Зощенко есть.
А в 1958 году он умер – по-прежнему любимым и популярным.
Популярен ли сейчас?
Нет. Сейчас  эпоха петросянов.

 

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

vas_pop: (Default)
vas_pop

September 2015

S M T W T F S
  1234 5
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 02:31 am
Powered by Dreamwidth Studios