![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В суде Междуреченска рассмотрен иск прокурора против горсовета и главы города, но в интересах ОБЩЕСТВЕННОСТИ. Суд запрещает УЖЕ РАЗРЕШЁННУЮ разработку марганцевого месторождения на реке Усе.
Или, как минимум, приостанавливает до благоприятного результата ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ.
Оконтуривать месторождение начали в войну. Марганец - жизненно важный компонент для производства качественного металла. А тогда его копали только на занятой Гитлером Украине.
Предполагалось строительство ж.д. пути до слияния Белой и Большой Усей, где та гора Марганцевая. Кемеровчанин, бывший новокузнечанин Сергей Чиняев написал полудокументальную повесть "Станция Радугина" - так собирались назвать конечный пункт той ветки, в честь геолога, начальника партии Радугина.
Но Украину освободили. Потом нашли месторождение марганца в Грузии.
Сейчас всё это - заграница.
Потребность российской металлургии в марганце - 700 тыс. тонн. Покупают его хрен знает где. У хохлов, у французов, у австралийцев. Говорят, Усинское месторождение может закрыть потребность на треть.
И вот заковыка.
Уже не первая.
Сначала ОБЩЕСТВЕННОСТЬ запретила строительство автомобильной дороги по берегу Усы из Междуреченска. Мол, это испортит реку. Запретила наглухо. И, помнится, депутаты поддержали. А уже был бизнес-проект и возникла компания по имени ЧЕК-СУ. Это название бывшей деревеньки на Усе, на её одноимённом с нею притоке, тут была геологическая база усинцев. Отсюда возили на моторках всякую снарягу к горе Марганцевой и самих геологов.
В Новокузнецке, на базе дохнущего КМК заложили ферросплавный завод для производства ФЕРРОМАРГАНЦА.
Сейчас всё это похерено.
Разработчики месторождения (а проект включён в чисто приоритетных по Сибири, под него Внешэкономбанком выдан льготный кредит - 22 лимонарда) зашли с другой стороны - с хакасской. Уже и дорогу, считай, пробили. И ферросплавный завод строится. И готов проект обогатительного комбината непосредственно у горы Марганцевой.
И вот, понимаешь, прокуратура с судом...
Природу, конечно, жалко. Но и марганец нужен свой. Это повысит конкурентоспособность кузнецкого металла, то есть и наше общее благосостояние. Ведь Запсиб и КМК главные потребители. Пускай и возить придётся кружным путём - через Абакан. Тут вечная проблема. Она сравнима с проблемой, извиняюсь, мясной пищи: чтобы кушать бифштексы, надо убивать животных, другого варианта нет.
Или переходи на сою.
И ещё одно. Новокузнецкий интернетчик сообщает, что на тамошней бирже труда шесть тысяч вакансий с мизерными зарплатами. Мужики работоспособного возраста предпочитают вербоваться на работу вахтовым методом, чтобы получать более или менее приличные деньги.
Потеря второго ферросплавного завода и возможных рабочих мест в городе металлургов - это плохо.
Шахтёрский "моногород" Междуреченск испытывает те же проблемы - рабочих мест не хватает.
Они могли бы быть. Но их не будет.
В свете вышеизложенного как-то странно видится мне ТОРЖЕСТВО ЗАКОНА. Победа ОБЩЕСТВЕННОСТИ. И ликование оголтелых "ЗЕЛЁНЫХ".
...Немного из воспоминаний о ближнем прошлом. И размышление о ближнем будущем.
Где-то около 1990-го года междуреченские "зелёные" потребовали включить в зону заповедника "Кузнецкий Алатау" (причем по первости у него был статус БИОСФЕРНОГО, в зону покоя которого строжайше запрещён доступ) речку Бельсу. Но тогда в буферную зону попадали Поднебесные зубья. А это традиционная зона отдыха междуреченцев.
Спохватились. И границы заповедника были скорректированы.
Сегодняшнюю глупость уже не поправишь. Марганцевый карьер и Усинский ГОК всё равно построят. Против потребностей экономики никакая буква закона не устоит. Тем более, что приоритеты развития Сибири - тоже законный акт. И Уса, конечно, станет грязнее, чем сейчас. Только управу на её загрязнителей будет найти труднее - они в Хакасии. За горами и лесами.
Василий ПОПОК.
ЗЫ. Я бывал в этих местах не раз. Сплавлялся раза три-четыре по Усе и однажды по её притоку - Белой Усе.
Верховья Усы фактически убиты золотопромышленниками. Они заходят сюда из Хакасии, из посёлка Коммунар, бывшего Богомподаренногоо прииска. Наши экологи им не указ. Поэтому Уса и её верхние притоки - зона экологического бедствия. То, что там случилось, невосстановимо.
К слову, тамошними вполне бандитскими артелями (бандитскими - если судить по урону, который нанесён земле) руководили кавказцы.
Ещё один повод обвинить меня в ксенофобии.
Замечу ещё: хер туда, в эти комариные места\. какого прокурора загонишь. Хоть хакасского, хоть междуреченского.
Только и умеют, сцуко, с бумашками непосильно трудицца.
Исток Белой Усы пока что "затерянный мир", закрытый практически со всех сторон хребтами Канымским и Саргая. Это заповедная зона. И по статусу, и фактически. Она ещё не тронута цивилизацией.
Жил тут, впрочем, когда-то отшельник на речке Пономарёвке. Да уж и следов не осталось.
За хребтами тоже заповедник. Правда, те места изрезаны вкривь и вкось тракторными и автомобильными колеями. Сюда ходили за золотом и не только. Вели исследовательские работы. Остатки буровых и геологических станов повсеместно - СССР детально исследовал Сибирь.
Рано или поздно сюда люди вернутся.
Жаль. "Затерянный мир" перестанет быть затерянным.
Но, с другой стороны, не будет потерян.